Марко Дзанузо (Marco Zanuso) — один из отцов-основателей
современного европейского промышленного дизайна, создатель эталонов
«Хорошей Формы», специалист в области промышленной архитектуры,
индустриальных методов строительства и производства. Марко Дзанузо —
член Международного конгресса современной архитектуры (СIАМ) и
Национального института урбанистики, главный редактор журнала «Domus» и
предводитель предметной революции. «Можно было бы
революционизировать не только системы, но и внешний облик и структуру
изделий... наши прототипы приобрели визуально интересные новые контуры,
мы подошли к промышленным стандартам, которые ранее были немыслимы» — Marco Zanuso.
Её вещи дерзки, одновременно просты и очень красивы. Паола Навоне (Paola Navone)
живет и творит так, как будто никаких оформившихся направлений и
тенденций в дизайне не существует. Она просто создает мир,
соответствующий ее представлению о красоте. Недаром Architektur und
Wohnen в 2000году называл Паолу Навоне дизайнером N1. В её вещах нет ни
малейшего привкуса вымученности. «Я против, когда вещь
разрабатывается и делается как музейный экспонат. Я в не меньшей степени
сопротивляюсь, когда дизайнер пытается в своей вещи выразить самого
себя. Я полагаю, что это полная противоположность творческому процессу.
Если творец что-то придумывает и в своём произведении реализует самого
себя, то в этом случае его очень легко узнать. Меня, например, узнать в
моих вещах проблематично… »Paola Navone
Возможно, что феномен Патрисии Уркиолы (Patricia Urquiola)
скрыт в её происхождении и обучении – этническая испанка, с детства
глубоко воспринявшая национальную архитектурную культуру, она была
ученицей величайших мастеров итальянского дизайна — Акилле Кастильоне и
Вико Маджистретти. Взрывной коктейль эмоций и академизма, она из тех
мастеров, которые могут отстоять свою идею перед производителями. «Женщины
добавляют в дизайн больше здравого смысла. Будущее дизайна в отсутствии
симметрии. Если правая половина кресла напоминает левую, жизнь
останавливается. Мебель надо отделять от нас и представлять ее частью
большого мира». Patricia Urquiola
В основе концепции дизайна Петера Мали (Peter Maly) лежит девиз: «Нам необходимо противоядие против зрительной уставаемости!» Дизайнер
заботится о том, чтобы каждый предмет становился «долгожителем»: в
течение длительного времени оставался бы привлекательным и актуальным.
Создание таких вещей видится Мали необходимым, как минимум, по двум
причинам. Во-первых, экология: памятуя об истощающихся природных
ресурсах, «совершенно безрассудно производить ультрамодные товары».
Сегодня они — на пике популярности, а завтра окажутся на свалке.
Во-вторых, физиология: люди нуждаются в стабильности, уверенности и
защищённости, поэтому задача дизайнера — «дать им то, на чём они могли
бы остановиться, вместо того, чтобы постоянно забрасывать их новыми
модными веяниями».
Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti) считал, что любой предмет может
быть декорирован на 100% и при этом не потеряет своего назначения.
Пьеро Форназетти, в совершенстве овладев искусством trompe l’oeil
(изображений-обманок, построенных на оптических эффектах искажения
перспективы), превращал мебель в архитектурные объекты, заставлял газеты
принимать форму пепельниц, заселял поверхности комодов разноцветными
бабочками и наносил изображения Адама и Евы на шезлонги. Его
произведения всегда узнаваемы — это тот редкий тип дизайнеров,
обладающих собственным неповторимым стилем. Работы Пьеро Форназетти —
это смесь иллюзионизма и архитектурных перспектив. Его излюбленные темы —
солнце, игральные карты, рыбы, бабочки, книги и архитектура.
Рон Арад (Ron Arad) – человек из чистой стали. Он смог добиться от
листового металла пластичности и заставил его превратиться в
произведения искусства. Работая с формой и передовыми технологиями, Рон
Арад зарекомендовал себя как один из самых влиятельных дизайнеров
современности. С начала 80-х годов он заявил себя как лидер
постиндустриализма и создатель скульптурной мебели. Рон Арад всегда
избегал штампов. Он не хотел, чтобы критики называли его дизайнером или
архитектором, и в каждой из этих областей заработал репутацию бунтаря,
постоянно подвергающего сомнению установленные методы. «Я боюсь скуки, фундаменталистов и филистимлян. Боюсь темноты и смерти. Я работаю, чтобы избежать всего этого»
У него нет девиза, но он полон идей. Стефано Джованнони (Stefano
Giovannoni) один из основателей болидизма — движения, которое зародилось
в восьмидесятые годы прошлого века и распространялось на все области
жизни человека. В дизайне болидизм диктовал обтекаемые формы. Совместное
с Гвидо Вентурини Стефано Джованнони основал студию, известную как King
Kong Production, чтобы проводить исследования в архитектуре и дизайне
изделий для дома, интерьеров и моды. Начиная с 1989 года, они
разрабатывают знаменитую линейку Girotondo для ALESSI.
Имя Томаса Чиппендейла (Thomas Chippendale) стало
синонимом Лондона XVIII столетия, ровно как и высочайшей маркой
британского мебельного дизайна этого времени. Как имя Страдивари
ассоциируется с уникальными скрипками, так и имя Чиппендейл — стало
обозначением эпохи дизайна, пришедшей вслед за рококо — в преддверье
неоклассицизма. Томас Чиппендейл заслуженно считается самым знаменитым
дизайнером мебели в Великобритании. Термин «Чиппендейл» стал родовым
для обозначения мебели, произведенной в Лондоне между 1750 и 1765
годами, а также для вневременного понятия о совершенном дизайне.
Том Диксон (Tom Dixon) — от бас-гитариста и сварщика до арт-директора HABITAT и ARTEK
«Однажды меня назвали «позвоночным дизайнером». Это значит, что
я проектирую от остова и не интересуюсь поверхностью. Это так. Многие
дизайнеры прошли через это».
Работая на пороге дизайна и ремесел, Торд Бунтье (Tord Boontje)
создаёт изысканные изделия из стекла, мебель и светильники, сочетающие в
себе передовые технологии с традиционным кустарным методом
производства.
«Мода является для меня большим стимулом. Люблю эксперименты и
скорость, с которой идеи воплощаются. В настоящее время я преподаю в
Королевском Колледже Искусств и очень рад работать там с Роном Арадом и
другими коллегами. Иногда просто собираемся для прогулки в парке, тени
деревьев, листья, лужи – очень вдохновляет».
Тошиюки Кита приложил очень много усилий, чтобы сделать традицию
современной. Его дизайнерская концепция – баланс между природой и
технологией. Тошиюки Кита – дизайнер на стыке культур, при взгляде на
его работы нельзя однозначно определить чей это продукт – этнического
японца в Европе или итальянца в Японии. Он профессор отдела
проектирования университета Осаки, президент Японской Ассоциации Дизайна
– его работы выставлены в Центре Помпиду в Париже и он один из
известнейших итальянских промышленных дизайнеров.
Филипп Старк (Philippe Stark) — единственный
представитель своей профессии, ставший по-настоящему поп-звездой
планетарного масштаба: с цитатами из пропагандистских речей на
футболках, грандиозными фотосессиями и портретами на предметах мебели.
Многие критики современного дизайна считают Старка популистом, не
столько дизайнером, сколько шоуменом, бизнесменом и талантливым
промоутером. И это правда — отделить Старка-дизайнера от Старка-игрока,
Старка-мистификатора и Старка-звезды невозможно, как невозможно отделить
созданные им предметы от тех глубинных бессознательных ассоциаций,
которые они навеивают. «Между дизайном и современным искусством нет
никакой связи. Искусство абсолютно самодостаточно, это чистая поэзия. А
дизайн крутится вокруг повышения функциональности, эргономики. Дизайн
хочет понравиться, искусству это не нужно». Philippe Stark
Творчество братьев Кампана (Fernando & Humberto Campana)
пронизано культурой бразильского карнавала. Живя обыденной жизнью,
знакомые предметы — стол, стул, диван — наряженные в маски и костюмы от
Фернандо и Умберто преображаются и получают новую жизнь в динамичном
мире южноамериканских трансформаций пространства и идей. Одно из
основных свойств метода Кампана — совмещение частей естественных
материалов, таких как дерево или ткань (а часто и просто отходов
производства) с передовыми технологиями в области конструирования. Или
же за основу берутся высокотехнологичные материалы, но для создания
предмета применяется архаичный метод (плетение, например).
Голландский дизайнер Хелла Йонгериус (Hella Jongerius)
работает на пороге дизайна, ремесла, искусства и техники, обобщая
влияние традиционных и современных факторов, высоких и консервативных
технологий, промышленного и кустарного производства. Главный принцип,
которому она не изменяет на протяжении всей своей деятельности
—каждодневный эксперимент. Дерево, неопрен, полиуретан, керамика, стекло
— по воле Хеллы Йонгериус все эти материалы объединяются в самые
неожиданные комбинации, её интересует эксперимент как работа с
архетипом. Её цель — продукт, получаемый в результате творческого
культурологического процесса. «Я понимаю дизайн, как поиск» Hella Jongerius
Философия Эймс (Eames) заключена в процессе
творчества, пути, когда для достижения результата нужно пройти через
годы проб и ошибок. Уходя от времени, когда мебель была тяжёлой и
сложной в исполнении, когда каркас непременно нуждался в декорировании и
обивке, Эймс дали свежий воздух для дыхания мирового дизайна. Чарльз Эймс (Charles Ormand Eames) (1907-1978 гг.) и его жена Рэй Эймс (Ray Eames)
(1912-1988 гг.) не только разработали некоторые из наиболее
примечательных предметов мебели XX века, они также применяли свои
таланты к созданию изобретательных детских игрушек, паззлов, фильмов,
выставок и таких культовых лос-анджелесских зданий, как Eames House и Entenza House в Калифорнии.
Человек, объединивший в своём творчестве современность и дух
романтики, шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош
(Charles Rennie Mackintosh) стал автором многих Работ, которые оказали
большое влияние на развитие дизайна и остаются актуальными и любимыми до
сих пор. Немногие дизайнеры имеют право утверждать, что они создали
уникальный индивидуальный стиль, который был бы мгновенно узнаваем.
Известный сегодня в основном как дизайнер мебели, Чарльз Ренни Макинтош
(Charles Rennie Mackintosh) был архитектором в самом широком смысле
понятия, он занимался проектированием школ, офисов, церквей, чайных
комнат (tearoom – британский вариант кафе), частных домов.
Шин и Томоко Азуми (Shin&Tomoko Azumi) — Их
называли японскими дизайнерами и они приняли это как неизбежность. Шин и
Томоко Азуми создали множество продуктов промышленного дизайна в своём
неподражаемом элегантном и ироничном стиле. Азуми описывают свой метод
как «тонкий способ изменения поведения людей».
«Объекты всегда должна дать нам удовольствие - и не только, когда мы смотрим на них, но когда мы используем их».
Шломи Хазиза (Shlomi Haziza) - оптимист-практик. По сравнению с
мировыми лидерами промышленного дизайна Шломи Хазиза ещё весьма молод,
но уже давно заявил себя как высококлассный и неординарный мастер.
Студия Шломи Хазиза - HStudio - занимается практически всем. Среди
работ HStudio скульптуры, водопады, различные аксессуары, мебель,
картины, светильники, ковры и ....всё, что только можно сделать из
акрила. И Шломи Хазиза убедительно доказывает, что сотрудническтво
дизайнера экстра-класса с суперматериалом ведёт к бесконечному множеству
комбинаций.
Проблема неизвестности Эйлин Грей (Eileen Gray)
состоит в том, что она была женщиной в архитектурно-художественном
обществе, и то, что она оказалась более прогрессивной, чем «великие»
того времени. «Великие», типа Ле Корбюзье, ей этого не простили, а она
была слишком аристократична, чтобы доказывать факты.
«Надо быть благодарным всем тем людям, которые проявляют к нам
интерес и, по крайней мере, сохранили некоторые наши работы. В противном
случае они скорее всего были бы уничтожены, как всё остальное». Eileen Gray
Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) — выдающийся
дизайнер, архитектор, художник, теоретик и философ проектной культуры.
Символ «итальянской альтернативы» в дизайне и основатель знаменитого
объединения «Мемфис». Двойственность Этторе Соттсасса стала главным
источником мифов о нем. Сочетание бунтарства и профессионализма,
увлечение мистикой и гиперфункциональность проектов. К концу 60-х он
становится чем-то вроде Учителя и Пророка для бунтующей дизайнерской
молодежи. «Мы не можем и не должны цепляться за какие-либо
предустановленные иконографические схемы, но, напротив, должны и
вынуждены - реальность заставляет - постоянно обновляться» Ettore Sottsass