Мои статьи [6]
Архитектура [221]
Мировые архитекторы [11]
Заха Хадид [71]
Плавающие города острова [22]
Средовой дизайн [46]
Дизайн интерьера [41]
Дизайн [8]
Транспорт будущего [31]
Новая энергия [13]
Строительство, технология, проектирование [4]
РАЗНОЕ [1]




Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Создание художественно-образных произведений

Создание художественно-образных произведений

Художественное произведение — сложная система совокупностей однотипных элементов в определенных взаимоотношениях (линии, цветовые пятна, объем, динамика, рисунок, колорит, композиция, пространственно-временная организация, гармония и т.д.). Для него характерно наличие художественного содержания (тема, идея), имеющего идеально-духовные, смысло-образные особенности.

Соотношение образных и эстетических принципов в художественном произведении инициирует у адресата воображение и фантазию, приводя в состояние игры его душевные силы: дает повод вызывать сложную систему ассоциативных мыслей и ощущений.

Ассоциативность — способность улавливать и устанавливать связи между, казалось бы, несовместимым. Ассоциации по сходству или контрасту помогают преодолевать функциональную фиксированность вещей, открывать и закономерные связи и новые функциональные значения. Общими для искусства являются способы художественного формообразования: симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, гротеск, метафора и др.

Художественная форма — внутренняя структура содержания и способ его материально-предметного воплощения по законам искусства. Форма является общим понятием для всех видов искусства. Форма придается художником, который не только пишет картины, но и создает музыку, поэзию, скульптуру, архитектуру,  мебель, обувь, одежду и др.

Композиционное формообразование исходит одновременно из двух областей: ассоциативных связей — символики формы и формальных связей — собственно формально-композиционных. Что из них первично, а что вторично — неизвестно, поскольку процесс творчества, несмотря на все попытки разобраться в нем, непостижим. Но совершенно определенно, что источник ассоциаций — творческая индивидуальность автора, его глубоко личный мир образов. Область же формально-композиционных связей исходит из наиболее общих, объективно существующих закономерностей восприятия формы человеком. Тем Не менее в творчестве одно без другого невозможно, как невозможна музыка без звуков и их гармонизации, литература без мысли и ее изложения.

Связь между указанными областями глубока и органична. Тема, рождающаяся из ассоциаций, может предстать рассыпанным, хаотичным набором мор-фологизированных элементов. Реальность и целостность она обретает лишь благодаря композиции, порядку взаимосвязи этих элементов.

Дизайнер-архитектор как художник решает двойную задачу — социально-коммуникативную и эстетически культурную. Массовая коммуникация, каковой является дизайн, позволяет донести «эстетическое сообщение» большому числу людей, пробуждая, развивая, укрепляя в них эстетическую потребность, пока она не становится экономической силой. Люди начинают требовать все новых и новых вещей не только ради их новых утилитарных свойств, не только по соображениям моды, престижа, но как «хлеб насущный» эстетического вкуса. Эстетическая потребность превращается в массовый «эстетический спрос». Формы изделий, чтобы удовлетворить «эстетический спрос», должны постоянно меняться: при стилевом единстве формы они должны быть индивидуально разнообразны, для чего и нужен дизайнер не просто как стилист, а как художник, как творческая личность.

Творчество — это переосмысление и переделка действительности. Творческая фантазия невозможна без знания, интуиции, чувства тенденции. Чтобы воспитать творческое мышление, способность воображения, фантазию, надо прежде всего воспитать это чувство тенденции, которое состоит из знания и интуиции. Богатая и правильно построенная сумма знаний — основа творчества. Когда созидающее, творческое действие производится на основе логики твердых и точных знаний, то переход от знакомых частей к новому целому идет наглядно, постепенно и непрерывно. Когда же новое целое рождается «неожиданно», вне наглядного логического и даже простого сознательного процесса, то говорят: интуиция, вдохновение. В последние годы родилась целая наука, изучающая закономерности процессов мыслительной деятельности человека, в которых имеется элемент догадки, неосознанности, интуиции, — эвристика. Нас интересует то, как можно научить человека творить с помощью интуиции, «чувства тенденции», «чувства материала», как развить эти «чувства».

Во-первых, необходимо накопление знаний — специальных и общих. Во-вторых, воспитание творческой фантазии невозможно без развития таких общечеловеческих качеств, как любознательность и наблюдательность. Если обучение молодых дизайнеров с целым комплексом знаний (таких, как история дизайна, его сегодняшнего дня и его будущего и др.) ведется образно, то это непременно служит и развитию профессиональной дизайнерской любознательности. Но профессиональная любознательность бесполезна без профессиональной наблюдательности. Наблюдательность есть умение анализировать видимое, выделять в нем нечто важное и интересное, замаскированное «потоком восприятия». Следовательно, воспитание наблюдательности есть воспитание умения анализировать визуально.

Соединение любознательности и наблюдательности без последующего действия никому не нужно. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии — практическая работа, так же как главный инструмент этого воспитания — творческое действие.

В системе воспитания дизайнеров большое место отводится изучению и применению модульных элементов, так как модуль — основа дизайнерского конструирования. Модуль — помощник фантазии, ибо он развивает изобретательность. Модуль подталкивает фантазию, воображение, чувство тенденции, ибо для высокого полета фантазии необходим толчок.

 

Этапы художественного творчества

Этапами художественного творчества являются творческая интуиция и анализ, т. е. логическое рассмотрение своего творчества. Только гармоничное соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение.

Творческий процесс не может существовать без образного мышления, интуиции, оценочной деятельности на самых разных уровнях, определенного эмоционального настроя. Во всех этих элементах творчества есть эстетические начала и психологические механизмы, развиваемые и культивируемые художественной деятельностью.

Эстетическое восприятие действительности и искусства предполагает преодоление автоматизма обычного восприятия. Чтобы возникло эстетическое переживание, к предмету нужно подойти с новой стороны, взглянуть на него «свежим» взглядом, увидеть в нем то, что раньше выпадало из поля зрения. Не было бы никаких изобретений и открытий без умения видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на старое и привычное. Интуиция — догадка, чуткость, проницательность. Существуют три термина, имеющие между собой нечто общее: 1) интуиция; 2) вдохновение; 3) инстинкт — мистическое познание, мистическое одушевление и мистическое действие.

На творческой интуиции основаны методы, получающие все большее распространение при решении многих практических задач, в том числе при проектировании предметной среды (метод мозговой атаки). Задачи эти часто более результативно решаются на основе интуиции, чем при помощи расчетов.

В процессе работы дизайнера интуитивная догадка и логические построения находятся во взаимосвязи, чередуются, сложно переплетаются. Для более эффективного формирования у дизайнера интуитивного мышления необходимо вычленять из этой работы элемент, относящийся к подсознанию. Надо найти возможность создавать условия, которые позволили бы понизить вес формально-логического компонента в момент решения творческой задачи. Создать такие условия можно введением следующих ограничений: во времени, отведенном на решение поставленной задачи; во вспомогательных средствах, привлекаемых для ее решения; в средствах выражения замысла.

Первое ограничение будет вынуждать решающего задачу не обращу формально-логическим построениям. Это будет подталкивать к выдаче спонтанно, к привлечению интуитивного компонента мышления ограничении под средствами подразумеваются источники вспомогательной информации, справочная литература и пр. Здесь исключается возможность опираться на конкретную информацию, получаемую извне. Это ограничение побуждает обходиться собственными знаниями, путем синтезирования знаний продвигаться к решению проблемы. Третье ограничение касается помощи которых дизайнер выражает свой замысел. Основными из них являются графика и объемное моделирование. Графическое изображение формы и воплощение ее в объеме при помощи минимальных средств побуждают обобщенному целостному видению не только формы, но и самой проблемы требующей решения.

Анализ начинается с умения верно оценить то, что сделано по чувству. Это важнейший момент в практике художника. Способность к творческой интуиции — проявление одаренности художника. Способность к анализу, т.е. логическому рассмотрению своего творчества, необходимо развивать, воспитывать. Идя от содержания к форме и развивая сделанное интуитивно, художник (дизайнер) устанавливает не только взаимоотношения персонажей между собой и средой, формат композиции, но и сам ее мотив и даже средства исполнения. Только сумев проанализировать созданное по интуиции, художник может найти пути и средства к заключительному этапу творчества, ведущему к законченности. Но плодотворен только такой анализ, который способен как бы озарить путь к завершению, вдохновить автора, вызвать тот подъем чувства, который позволяет как бы на одном дыхании привести вещь к концу взволнованно и точно. Схема процесса творчества будет такая: интуиция — анализ — интуиция. Искусство и начинается, и кончается, и воспринимается чувством.

С давних времен человечество стремилось заложить основы гармонизации объемной формы в свои творения. На эту абсолютно оригинальную и не имеющую аналогов фундаментальную теорию, идущую не от идеализации пропорций, формальных элементов, а от визуальной закономерности их пространственных связей, мы опираемся в своей грамоте формообразования. Ассоциативно-образная сторона формообразования относится к индивидуальной сфере авторских фантазий и развивается его личными усилиями. 

 
Категория: Мои статьи | Добавил: ArtDubina (19.05.2014)
Просмотров: 989 | Теги: творение, идея, образ, концептуальное проектирование, дизайн, образное проектирование | Рейтинг: 0.0/0










Тел: +7 912 461 7397  e-mail:  DG-Project@ya.ru  © 2024 |